Я испытываю обиду…

Я испытываю обиду…
Конечно, название этой статьи может показаться мрачным из-за содержания в целом. Однако мы не собираемся никого упрекать. Мы не осуждаем прошлое и не держим зла на покойного. Более того, нет необходимости искать примеры из мрачных периодов истории, чтобы задуматься о ценности наших сегодняшних достижений. В этот момент возникает естественный вопрос: если все так, как должно быть, то почему мы испытываем недовольство?
1
‘Мифы не живут сами по себе. Они ждут, когда мы вдохнем в них жизнь. Если хотя бы один человек в мире откликнется на их призыв, они готовы питать нас бесконечным потоком жизни. Наша задача - сделать так, чтобы мы никогда о них не забывали. Мы должны позаботиться о том, чтобы ни один миф не погрузился в сон смерти", - пишет Альбер Камю. Хотя это и не одно и то же, причина негодования схожа с мыслью, высказанной французским писателем. На протяжении многих лет мы тоже забывали о нашей легендарной истории и культуре, о том, кем были наши предки и какое место мы занимаем в этом мире. Мы привыкли к тому, что на нас смотрят как на край света, как на страну и народ третьего мира. Самое печальное, что наше культурное и историческое место в современном мире "исчезло", как вода, впитавшаяся в песок. Слова ‘узбек’ и ‘Узбекистан’ утратили свое истинное значение и были сведены к простому географическому обозначению на карте. Суффикс "-стан", образующий существительное в названии нашей страны, стал путаться с другими родственными "-станами" и упоминается намеренно, иногда даже в шутку. Один известный зарубежный политолог посетовал на ситуацию в Узбекистане: "Вообще говоря, многие люди за рубежом сегодня пренебрегают страной Авиценны и Аль-Бируни, рассматривая ее просто как неспокойный регион, который нужно пересечь по пути куда-то еще’. Действительно, в этом он был прав. Мы не должны обижаться на его описание. Однако, как предположил политолог, с точки зрения своего интеллектуального и культурного наследия, а также политических и военных традиций Россия ни в коем случае не "заслуживает" того, чтобы "затеряться" среди других упомянутых выше "станов". Эта земля была колыбелью двух великих эпох Возрождения, оставивших неизгладимый след в истории человечества: исламского и Тимуридского. Это был центр могущественных империй и султанатов, которые охватывали половину мира. Но где же эта история сейчас? Где же память, которая дарует нам славу, величие и великий дух? Любого, кто хоть немного знаком с нашей историей и истинной сущностью, глубоко волнует этот вопрос, и именно это духовное уныние незаметно разжигает в его сердце чувство печали.
2
Я верю, что проницательные аналитики и просвещенные люди могут видеть и чувствовать, что Узбекистан встал на новый путь, и что они могут чувствовать, что здесь происходит. Однако есть один тонкий аспект, который, я сомневаюсь, все замечают. Как я уже отмечал в предыдущих статьях, можно с уверенностью сказать, что эта страна и ее народ, пережившие долгие годы лишений, теперь привержены не только укреплению суверенитета страны, но и восстановлению своего забытого и искорененного прошлого, культуры и наследия. В рамках этого благородного начинания они стремятся вновь обрести свою индивидуальность и достичь духовного обновления. Пришло время высказаться, и я хотел бы открыто высказать свое мнение по одному вопросу. Действительно, это имеет отношение к сегодняшней статье. Я живо помню, как, когда в нашей стране была поднята тема Третьего Возрождения и эта идея была озвучена с высоких трибун, некоторые люди отзывались об этом с иронией. Если бы я утверждал, что таких взглядов больше не существует, я бы солгал – люди с такими взглядами все еще есть. Однако проблема в том, что эти люди видят только поверхностный уровень проводимой политики. Уникальность Шавката Мирзиеева заключается в том, что он не демонстративно выражал свои сокровенные мечты и стремления, а также свою горячую любовь к своему народу и родине. Напротив, он был выше всевозможных насмешек и сарказма. Однако любой, кто внимательно понаблюдает за его деятельностью, сможет увидеть истинную картину и страстные идеалы, присущие характеру президента.
3
Почему мы создали Центр исламской цивилизации? Мы сделали это, чтобы увековечить славу нашего народа в истории. Мы сделали это для того, чтобы каждый, кто посетит его, впоследствии отдавал дань уважения нашему народу’. – Шавкат Мирзиеев Эта цитата была взята из выступления президента в прямом эфире на встрече с активистами накануне Дня независимости в этом году. Приведенный ниже текст взят из его речи в 2023 году. Вот что он сказал тогда: ‘Оглядываясь в прошлое, мы должны признать горькую правду: когда люди слышали слово "узбек", они представляли себе трудолюбивых людей, трудящихся на хлопковых полях от рассвета до заката. К сожалению, мы опустились до этого уровня. Засилье хлопка стало проклятием для узбеков. Хлопковая политика привела к истощению Аральского моря, вызвав экологический кризис и подорвав нашу экономику и систему образования. В результате несколько поколений выросли полуграмотными. Мы до сих пор боремся с последствиями этого’. Естественно, что любой, кто читает эти две, казалось бы, не связанные цитаты, задается вопросом об их связи. Эти два текста различаются как по периоду, так и по содержанию. Однако есть причина, по которой мы приводим их последовательно в этой статье. Как мы упоминали ранее, этот метод помогает нам проникнуть во внутренний мир президента, включая его устремления, мечты, истинные желания и идеи. Действительно, если вы внимательно вчитаетесь в подтекст этих цитат, то заметите, что риторика, лежащая в их основе, может раскрыть их истинное значение. Иными словами, мысли и призывы президента относительно возрождения и духовного роста не являются простым политическим популизмом, а основаны на фундаментальных принципах и конкретных планах. Рассмотрим, например, идею создания "Центра исламской цивилизации", которую мы выбрали в качестве основной темы для сегодняшней статьи. Президент впервые предложил эту концепцию в 2017 году, вскоре после вступления в должность, и инициатива была приведена в действие. В те годы Третий Ренессанс, историческое и культурное наследие, включая мусульманский и последующий за ним Тимуридский периоды Возрождения, а также новый подход к почитанию памяти наших великих предков стали основой идеологической политики президента Шавката Мирзиеева. По сути, ему кажется, что в его голове таится только одно неудовлетворенное желание, которое неотступно преследует его. Это желание восстановить достоинство нации и Родины, прославить честь и величие, которые были растоптаны и которыми пренебрегали… Мне посчастливилось много раз слышать, как он страстно говорит о прошлом нашего народа и истории нашей родины. ‘Когда речь заходит об узбеках или Узбекистане, почему другие всегда упоминают хлопок, плов, тюбетейки, халаты, чайники, чашки с цветочным узором из хлопка, чайные домики и гостеприимство? Неужели у нас нет ничего ценного, что можно было бы показать миру и заявить о себе? Почему мы не показываем миру нашу великую историю и наследие наших предков, которые завоевали и покорили мир своими просвещенными знаниями? Почему мы боимся нашего великого исторического наследия? Почему мы скрываем его и делаем вид, что не видим? Почему мы боимся упоминать имена наших великих предков и знакомить других с их наследием? В конце концов, разве не они научили человечество всему, от математики и медицины до астрономии, философии и музыки, и заложили основы многих областей современной науки? Разве не они построили империи, простиравшиеся от Алтая до Средиземного моря и от Египта до Индии? Почему мы сегодня в таком состоянии? Почему плечи наших детей опущены, головы опущены, а глаза устремлены в землю?’ Прошло почти тридцать лет с тех пор, как я слышал эти слова от Шавката Мирзиеева. Я точно знаю, что с годами эта внутренняя боль – скорбь по нации – превратила его в духовного националиста, патриота и мужественного сына своего народа. На самом деле, его внутренний упрек был вполне оправдан. Выражаясь с оттенком художественной страсти, казалось, что история обошлась с нами несправедливо. Однако истина заключается в том, что научные идеи и открытия, сделанные нашими предками в области математики, физики, астрономии, химии, биологии и других наук, открыли новую главу в развитии мировой науки и цивилизации. Известные примеры включают систему счисления, основанную Абу Мусой Мухаммадом аль-Хорезми; "Канон медицины" Авиценны; чрезвычайно точное измерение радиуса Земли Абу Райханом аль-Бируни с помощью простой астролябии; и прибытие Христофора Колумба к берегам Америки в 1492 году, основанное на расчетах для определения окружности Земли, составленных Ахмадом аль-Фаргани. Все эти достижения свидетельствуют о безграничном интеллекте и высоком научном потенциале наших предков. Кроме того, признание самаркандской бумаги лучшей в мире и использование шелка Ферганской долины в оформлении престижных европейских дворов и соборов наглядно подтверждают несравненную значимость духовного и материального наследия наших предков. Еще более поразительный и интересный факт представлен в статье известного американского политолога Фредерика Старра. Говоря о Первом Ренессансе, он утверждает: ‘Последний большой всплеск культурной энергии в Центральной Азии произошел при турках-сельджуках, начавшись примерно в 1037 году и продолжаясь более столетия. Из своих восточных столиц - Мерва в современном Туркменистане и Нишапура, расположенного недалеко от современной ирано-афганской границы, они поощряли новаторов во многих областях. Среди их достижений было изобретение способа покрытия больших пространств двойными куполами. Одну из их самых ранних работ все еще можно увидеть на месте разрушенной столицы в Мерве. Следуя окольным путем, который вел от купола Филиппо Брунеллески во Флорентийском соборе к собору Святого Николая в Санкт-Петербурге, это новшество в конечном итоге определило купол Капитолия США в Вашингтоне’. Это заслуженное признание свидетельствует о том, что нашим предкам не было равных в архитектурном искусстве. Но кто, кроме четырех-пяти специалистов, знает и признает это сегодня? Кто будет пропагандировать тот факт, что наш народ и родина обладали таким огромным потенциалом? Даже тогда я видел именно это сожаление и эти застывшие образы вопросов, на которые не было ответов, в словах и глазах Мирзиеева.
4
Европейский философ, работавший в середине прошлого века и писавший о тяготах и зле войн, охвативших его время, его континент и весь мир, сказал, что "в такие неспокойные времена, когда художники изображают цыплят, мирно спящих на своем насесте, это означает, что вера в красоту, творчество, мир и доброта еще не исчезли из человеческого сердца’. Почти столетие спустя я могу дополнить мысли этого философа. В то время, когда мир находится на грани ядерной катастрофы, а наш регион граничит с четырьмя ядерными державами, вызывает еще большее сожаление тот факт, что одна из держав, претендующих на роль вершителя мирового порядка, говорит об изменении названия "Министерство обороны" на ‘Военное министерство’. Кто может отрицать это, когда я спрашиваю, каким сердцем должен обладать человек, чтобы говорить о человеческих цивилизациях, историческом наследии, искусстве, вечности и общечеловеческих ценностях и находить в себе мужество совершать великие дела в этом отношении? Или, если я обращусь к идее Камю о том, что легенды никогда не умирают и что хотя бы один человек в этом мире должен найти в себе мужество откликнуться на их призыв и вдохнуть в них жизнь, какая сила может встать у меня на пути? Действительно, такой образный язык и философские концепции по своей сути подходят для этой темы. В основе этой идеи лежат интересы нации и отечества, а также цель направить человеческую мысль в универсальное русло. Эта идея призвана пробудить к жизни стареющий и становящийся все более скучным мир и показать, что добро и красота все еще существуют во Вселенной. Мы отложим наши размышления на эту тему.
5
Теперь давайте перейдем к другому важному для нас вопросу. Я часто испытываю чувство внутренней обиды, когда говорю, что, когда речь заходит о "мусульманской цивилизации", которая прочно заняла свое место в мировой культурной истории, нашу страну и наш народ часто упускают из виду в глобальном масштабе. На самом деле у нас есть более весомые притязания на это универсально ценное наследие. Хотя Багдад был центром халифата, и некоторые люди пытаются связать это великое возрождение с Ближним Востоком, связывая выдающихся ученых с персидским или арабским культурным миром, историческим центром и главной интеллектуальной "базой" остается Багдад. Это историческая аксиома. Старр хорошо выражает эту идею в одной из своих работ: "Один халиф, аль-Мамун, в течение многих лет после своего назначения в 818 году отказывался покидать Центральную Азию, правя мусульманским миром из великолепного города-оазиса Мерва на территории нынешнего Туркменистана. Когда он в конце концов переехал в Багдад, то вместе со своими тюркскими солдатами привез с собой более открытые и экуменические ценности Центральной Азии, в которых сочетались влияния персидской и тюркской культур. Перемещение населения из Центральной Азии на Ближний Восток напоминает древнюю утечку мозгов из центров греческого образования в Рим". Комментируя прошлое нашего региона, исследователь и археолог Оксфордского университета Пол Вордсворт говорит о его важной роли в мировом порядке того времени. ‘Многие люди думают, что взаимосвязанные регионы Евразии тесно связаны. На самом деле это не так. Самые высокие горы в мире расположены в Центральной Азии. Здесь протекают длинные и бурные реки. К середине первого тысячелетия нашей эры центральноазиатские купцы овладели искусством путешествовать по этому региону со сложной местностью и торговать в нем. Этот регион был не только центром торговых путей. Это было также место, где процветали наука и творчество. Ученые путешествовали из города в город, обмениваясь знаниями. Города, расположенные вдоль Великого Шелкового пути, такие как Бухара и Самарканд, стали научными центрами. В то время они были Оксфордом и Кембриджем Центральной Азии. При обсуждении Великого Шелкового пути люди часто, осознанно или неосознанно, сосредоточивают свои мысли либо на Китайской, либо на Римской империях. В этом случае территории, расположенные между ними, кажутся находящимися под внешним влиянием. Однако реальная история Центральной Азии опровергает эти стереотипы. В конце концов, именно жители этого региона, с их интеллектом и уникальной культурой, сумели объединить Евразию в единое целое’. Однако, как особо отмечает Вордсворт, проблема заключается в том, что этот регион действительно много лет оставался в тени внешних влияний. К сожалению, даже сегодня есть те, кто пытается вытеснить нас из мировой иерархии, изображая нас "задним двором" той или иной великой державы.
6
С течением времени наш взгляд на историю менялся. Были времена, когда мы были послушными рабами истории. В другие времена мы просто утешали себя гордостью за это. Мы выдумывали и переделывали историю так, как считали нужным, изменяя ее в соответствии со своими желаниями. Многие люди хорошо знают, как мы относились к прошлому в советское время. Однако даже после обретения независимости наше отношение к нашему культурному наследию не сильно изменилось. Было бы несправедливо сказать, что в этом отношении не произошло абсолютно никаких изменений. Были обсуждены некоторые вопросы и выдвинуты инициативы, но, как я уже упоминал, они по-прежнему основывались на личных предпочтениях. В этой связи я хотел бы особо отметить великолепные бронзовые статуи великого Амира Тимура — ансамбль, который "отправился в путь" из Шахрисабза, проехал через Самарканд и нашел свое полное поэтическое выражение в самом сердце столицы, Ташкенте. Уважение, проявленное к личности и наследию нашего великого предка, было одним из самых значительных достижений первых лет независимости. Присвоение названия обширной, величественной площади, на которой расположен исторический памятник, и создание Государственного музея истории Тимуридов на прилегающей территории еще больше прояснили нашу официальную позицию в отношении нашего исторического наследия. Другими словами, это, по-видимому, подразумевало, что мы должны принять образ Тимура и величие его империи как символ нашей независимой государственности. (Следует отметить, что Джадиды впервые выдвинули эту идею в нашей новейшей истории. В этом плане они не ограничились Тимуром. Память о гектюрке Аттиле, Бильге-кагане, Узбек-хане и даже о Чингисхане, по-видимому, повлияла на их национальное мышление, хотя мы сомневаемся в последнем.) Честно говоря, для бывшей советской республики, которая только что обрела независимость, это было вполне объяснимое и даже похвальное явление. Однако некоторые исключения опровергали это мнение. В то время наш взгляд на историю, который мы подробно обсуждали выше, неофициально выглядел так, что наше прошлое начиналось и заканчивалось Тимуром и Тимуридами. Это замечание может показаться резким, но реальная ситуация была не лучше. В то время как ученые и деятели тысячелетней давности время от времени упоминались и их имена включались в речи для украшения политических текстов, прошлое нашего народа, которому, по общему признанию, более трех тысяч лет, никогда не получило широкого признания. Возможно, именно такое отношение к нашему наследию объясняет, почему сегодня люди утверждают, что аль-Бируни, Хорезми, Авиценна, аль-Фараби и другие наши великие деятели принадлежали к арабской или персидской нации. Я не уверен, но мне это кажется очень странным и нелогичным. Уже тогда мы говорили о том, что нашим городам и культуре тысячи лет, и отмечали 1000-2000–летие древних городов и всемирно известных ученых. Но в то же время мы поддерживали идею о том, что наша национальная история началась заново в 14 веке, в эпоху Тимура. Почти полностью забытое за предшествующие десятки веков и последующие шесть столетий прошлое существовало только в рукописях ученых и писателей прошлого. По сути, это означало подчинение истории идеологии и политике. Другими словами, мы анализируем прошлое, оцениваем его и отбираем детали, соответствующие нашей политике, например, в целях государственного или политико-идеологического популизма. Например, чтобы подавить страсти интеллектуалов и масс и представить себя международному сообществу как выходцев из постколониальной трясины, мы могли бы построить комплекс и усыпальницу в Юнусабадском районе Ташкента, чтобы увековечить память жертв репрессий. По крайней мере раз в год мы читаем за них Коран и поднимаем руки в молитве, но имена тех, кто стал мучениками за свободу, остаются в черных списках. Список тех, кто был казнен Верховным судом бывшего Советского Союза и признан "врагами народа", остается неизменным. Это отдельная и очень глубокая тема. Я упоминаю об этом, потому что это показывает, насколько искренней или противоречивой является официальная политика.
7
Теперь, я полагаю, пришло время обсудить тему нашей статьи. Строительство Центра исламской цивилизации в Узбекистане началось в 2017 году. Проект, расположенный на территории знаменитого комплекса Хазрати Имам в Ташкенте, занимает площадь в 10 гектаров. Это великолепное сооружение имеет 161 метр в длину и 118 метров в ширину. Оно состоит из трех этажей. Голубой купол в его центре достигает высоты 65 метров. Здание занимает 1,8 гектара, а его полезная площадь составляет 42 000 м2. Только эти статистические данные свидетельствуют о том, что по своему величию, размерам и размаху Центр исламской цивилизации в Узбекистане становится одним из крупнейших в мире комплексов, занимающихся изучением и популяризацией исламской истории и культуры. То, что я своими глазами увидел этот великолепный памятник и почувствовал огромную гордость и почет, позволяет мне описать его более подробно. Спроектированный с учетом восточных и национальных архитектурных традиций, комплекс доступен со всех четырех сторон через главные порталы. Каждый портал и фасад здания украшены стихами из Корана и хадисами, которые пропагандируют такие священные ценности, как знания, просвещение, терпимость и уважение к родителям. В музее Центра представлены выставки, в том числе "Зал Корана", "Доисламские цивилизации", "Первое и второе возрождение", "Период Узбекских ханств", "Узбекистан 20-го века" и "Новый Узбекистан - Новое возрождение". На втором этаже разместятся представительства международных организаций, а также филиалы "Аль-Фуркан" и Оксфордского центра исламских исследований, а также более 100 научных институтов, музеев и библиотек из Турции, России и стран Центральной Азии. Примечательно, что Центр внедрил систему планирования научных исследований, основанную на местном и международном опыте. Сегодня мы часто говорим о двух эпохах возрождения Узбекистана. Однако мы не часто задумываемся о том, как они проявлялись. История показывает, что эти периоды возрождения происходили благодаря культурным обменам и интеграции в мировую науку. Установление сотрудничества между многочисленными мировыми образовательными учреждениями и культурными центрами, а также нашими учеными и интеллектуалами представляет собой значительную возможность для Узбекистана. Проще говоря, это означает привлечение в нашу страну самых передовых мыслителей мира (вспомните, как халифы Мамун и Тимур собирали и поощряли высокоинтеллектуальных людей в своих империях). Примечательно, что в строительстве этого объекта и оснащении его музейных и других культурных пространств принимали участие ведущие специалисты и ученые из десятков стран. Поэтому я могу с уверенностью сказать, что репутация Центра распространилась по всему миру еще до его открытия. Многие организации уже выразили желание принять участие в торжественной церемонии открытия со своими выставками. К ним относятся Музей исламского искусства Малайзии, библиотека Сулеймания в Турции, комплекс Хазрет Султан в Казахстане, Болонский университет в Италии, фонд Ратти, коллекция Альберто Леви, Национальный музей истории Азербайджана, Музей Дэвида Пейли, Брюса П. и Олив У. Американские коллекции Баганца и Дэвида Рейсбор-да, Государственный Эрмитаж России, Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге и Фонд Марджани. Я обратил внимание на еще один важный аспект процесса организации деятельности музея. В прошлом мы часто сталкивались с неприятными, душераздирающими новостями в социальных сетях или в официальных зарубежных СМИ. Например, мы читали о том, что древняя рукопись или артефакт, представляющий историческую ценность, был украден из музея или института в Узбекистане и незаконно вывезен контрабандой в другую страну. Однако сегодня мы говорим не о тайных кражах, а о возвращении духовных богатств нашего народа в нашу страну. Недавно для этого музея было приобретено более 580 экспонатов, связанных с культурным наследием Узбекистана, у аукционных домов Sotheby's и Christie's в Лондоне, а также у крупных коллекционеров и арт-дилеров. Это беспрецедентный случай в нашей истории, когда к нам возвращаются почти шестьсот наших сокровищ. Среди них фрагмент огромной байсунгурской рукописи Корана, скопированной каллиграфом Умаром Актой по указанию Амира Темура; два кинжала, один меч и одна драгоценная рукоятка кинжала эпохи Великих Моголов.; пять вышивок, созданных в период Узбекского ханства (18-19 вв.); три миниатюры эпохи Великих Моголов и Сефевидов; два золотых украшения Золотой Орды; "Маснави–и-Манави" Джалалуддина Руми периода Великих Моголов; страница из "Маджма ат-Таварих" Хафиза-и-Абру, скопированная с книги. в период Тимуридов; а также керамические и серебряные сосуды согдийского, Караханидского и сельджукского периодов. Этот список можно было бы продолжить. Однако нас не интересует длина списка; скорее, мы хотим подчеркнуть тот факт, что нам повезло, что у нас есть смелый человек, который находится в авангарде таких значительных достижений, тот, кто готов пожертвовать всем ради национальной гордости и родины.
8
В одной из своих работ историк XVI–XVII веков Мутриби Самарканди писал о творческом потенциале Абдуллы-хана, выдающегося деятеля из династии Шайбанидов, который был последним правителем Турана. Самарканди также процитировал следующее признание хана: "Амир Алишер, служа султану Хусейну Мирзе, оставил после себя в наследство тысячу благотворительных построек. Мы монархи, и если мы не увеличим количество построек до десяти тысяч, мы не сможем называть себя просто правителями’. Это свидетельствует о том, что на протяжении всей истории каждый лидер рассматривал строительство и созидание как средство достижения бессмертия. Однако лишь немногие из них оставили неизгладимый след. Выживали только инициативы, основанные на просвещении, искусстве и культуре. Как мы уже упоминали ранее в контексте Первого и Второго Возрождения в нашей истории, дело обстоит именно так. Идея, выдвинутая Шавкатом Мирзиеевым, исключительно уникальна по своему глобальному и универсальному значению. Если вы ознакомитесь с деятельностью этого центра, то заметите стремление связать наследие и традиции прошлого с настоящим, а не желание стать "послушным рабом истории". Это создаст светлое будущее, гармонизируя историю с будущим. Вполне вероятно, что сотни влиятельных ученых со всего мира посетят центр для проведения творческой работы и исследований, которые могут привести к великим открытиям. В истории есть много примеров этого. Например, не все знают историю создания всемирно известной оперы "Аида" или Статуи Свободы в США. В 1869 году правитель Египта Исмаил-паша поручил известному итальянскому композитору Джузеппе Верди написать новую оперу для церемонии открытия Суэцкого канала. Премьера этого произведения, оперы "Аида", состоялась в Каирском театре в 1871 году. Исмаил-паша также обратился к французскому скульптору Фредерику Бартольди с просьбой создать статую египтянки с факелом в руках для установки над водой у входа в канал. Однако этот проект не удалось реализовать из-за высокой стоимости. Известный скульптор позже использовал концепцию этого проекта при создании Статуи Свободы.
9
В общем, наша столица, Ташкент, никогда не нуждалась в похвале. Об этом древнем городе писали такие великие предки, как Абу Райхан аль-Бируни, аль-Хорезми и Махмуд Кашгари, а также греческий ученый Клавдий Птолемей в своем труде "Руководство по географии". На протяжении всей истории, когда бы ни упоминался Ташкент, люди представляли себе "старый город". Но что же произошло в этом районе, который на протяжении многих веков был культурным центром Ташкента, и какие улучшения произошли за последние 100 лет? Погружение в историю дает ответы на эти вопросы: рынок "Чорсу", представленный в 1980-х годах в стиле советского модернизма; комплекс "Хастимом", построенный в годы независимости; и дом моды "Заркайнар", построенный рядом с ним. Действительно, это место всегда было культурным центром древнего Шаша. Сегодня найдите время, чтобы посетить "Старый город" и своими глазами увидеть его чудеса. Я буду удивлен, если у вас не возникнет ощущения, что вы окунулись в историю, и если ваше воображение не перенесется в далекое прошлое. Улица Корасарой, выходящая на главный вход в центр, особенно поразит вас. Осуществление таких изменений за столь короткий промежуток времени невероятно. Честно говоря, это ошеломляет. Я также работал топ-менеджером в нескольких районах столицы. В те времена потребовались бы годы, чтобы ввести в эксплуатацию хотя бы один коллектор, и месяцы, чтобы найти экскаватор для ремонта. Сейчас все это кажется сном, сказкой. Я твердо верю, что Центр исламской цивилизации не только возродит духовную историю старого города, но и превратит Ташкент в культурный центр региона, такой же, как Самарканд и Бухара.
10
Русский писатель Антон Чехов утверждал:: "Если в первом акте вы повесили пистолет на стену, то в следующем из него следует выстрелить. В противном случае не вешайте его туда’. Хотя эта фраза о театре, по логике вещей, она может быть применима и к нашей нынешней ситуации. Если я не объясню, почему я выбрал такой яркий заголовок для этой статьи и откуда взялось это чувство, текст может потерять свою логику. Итак, позвольте мне рассказать вам. Когда я ознакомился с этим историческим местом — Центром исламской цивилизации, который открылся перед нашими глазами, — у меня возникли два чувства обиды. Во-первых, несмотря на то, что у нас такая великая история, мы не смогли продемонстрировать ее миру. Во-вторых, хотя наше захватывающее культурное наследие разбросано по всему миру, мы не рассматривали возможность собрать эти предметы в одном месте и представить эти редкие артефакты как созданные нашими предками. Однако, даже если не принимать во внимание притеснения советской эпохи, сколько лидеров пришло к власти в этой стране со времен Шарафа Рашидова, когда была определенная свобода в национальных вопросах? Почему мы не начали эту работу в годы независимости? Почему? Почему? Почему? Было ли это из-за того, что у нас не было денег? В конце концов, богатство не свалилось на нас внезапно с неба. У нас по-прежнему есть хлопок, золото и газ. Так почему же мы не сделали этого раньше? Кого или чего мы боялись?! Такие мысли, естественно, вызывают чувство вины перед историей и чистыми душами наших предков. Более того, как я упоминал выше, потерянное время, безразличие и пренебрежение к нашей великой истории и культуре разжигают в сердце жгучее негодование. Но этот древний мир полон мудрости. Какое-нибудь необычайное явление может неожиданно смыть печаль с вашего сердца и скорбь из вашей души, осветив не только ваш собственный дух, но и весь мир. В этом смысле мы должны признать безграничную любовь Мирзиеева к нации и Родине и его преданность своему народу как благословение судьбы, которое стирает вчерашние ошибки и боль в сердцах людей.
Кудратилла Рафиков, политолог
Заголовки
1. Кусочек Кисвы, подаренный Центру исламской цивилизации
2. Зал Инновационного музея Имама Бухари
3. Древняя рукопись Священного Корана.
4. Проект "Стена времени" в Центре исламской цивилизации
5.Второй зал эпохи Возрождения
6.Общий вид Центра исламской цивилизации
7. Выставка культурного наследия Узбекистана, Лондон, 4 июля 2025 года, Зал славы Центра исламской цивилизации
8. Зал Священного Корана