О мерах по надежной защите неприкосновенности права собственности, недопущению необоснованного вмешательства в имущественные отношения, повышению уровня капитализации частной собственности
24.08.2022
Указ Президента Республики УзбекистанВ целях создания надежной защиты имущественных прав, определенных в рамках открытого диалога Президента Республики Узбекистан с предпринимателями, состоявшегося 22 августа 2022 года, обеспечения выполнения задач по устранению причин, ограничивающих данные права, а также в соответствии со Стратегией развития Нового Узбекистана на 2022 – 2026 годы:
1. Отменить с 1 сентября 2022 года следующие порядки, требования и ограничения, предусматривающие прямое либо косвенное ограничение права владения, пользования и распоряжения частной собственностью, препятствующие полному внедрению принципов рыночной экономики в имущественные отношения:
а) в сфере пользования правом на земельные участки:
прекращение права на земельный участок путем отмены актов, явившихся основанием для возникновения права на земельный участок, включая акты Кабинета Министров, органов государственной власти на местах этими же либо вышестоящими органами и должностными лицами, в частности на основании протеста прокурора, за исключением случаев отмены либо признания недействительными данных актов судом;
оформление прекращения права на земельный участок при добровольном отказе от него решением Кабинета Министров, органов государственной власти на местах. При этом наличие нотариально удостоверенного заявления о добровольном отказе от земельного участка является основанием для прекращения прав на данный земельный участок;
прекращение права на земельный участок в связи с ликвидацией юридического лица (за исключением земель сельскохозяйственного назначения). При этом данные права передаются учредителям (участникам) юридического лица соразмерно их доле (вкладу) в юридическом лице, если иное не предусмотрено законодательством, учредительными документами или соглашением между учредителями;
предоставление в собственность иного объекта недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, в качестве компенсации при изъятии земельных участков для общественных нужд, за исключением жилых объектов, находящихся в многоквартирном доме;
б) в сфере реализации имущественных прав на жилое помещение:
получение согласия на аннулирование постоянной регистрации в жилом помещении у лиц, не имеющих имущественных прав на него или родственных связей с собственником данного жилого помещения, за исключением случаев заключения иной договоренности между сторонами;
истребование в натуре жилого помещения у физического лица, признанного судом добросовестным приобретателем, если со дня государственной регистрации права собственности на данное жилое помещение на его имя прошло три года;
в) в сфере пользования зданиями и сооружениями, транспортными средствами, принадлежащими физическим и юридическим лицам на основе права собственности, – прекращение прав путем отмены административных актов, явившихся основанием для возникновения имущественных прав, принявшими их или вышестоящими административными органами либо должностными лицами, в частности на основании протеста прокурора, за исключением случаев отмены либо признания недействительными данных актов судом;
г) в сфере корпоративных отношений:
практику принятия государственными органами нормативно-правовых актов или другой формы административных актов, предусматривающих распоряжение имуществом предприятий с государственным участием. При этом государственные органы, владеющие государственной долей (акциями) в уставном фонде (капитале) хозяйственного общества, могут согласовывать с вышестоящим государственным органом принятие решений (голосование) в качестве участника (акционера) в письменной форме;
практику распоряжения заложенной долей (вкладом) в уставном фонде (капитале) юридического лица без согласия залогодателя. При этом неполучение такого согласия является основанием для отказа в государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы, за исключением случаев, предусмотренных законом.
2. Определить с 1 января 2023 года Интеграционную информационную систему кадастра и регистрации (далее – система UZKAD) единой информационной системой по ведению государственного реестра прав на объекты недвижимого имущества и данных по ним, подлинность
и достоверность которых гарантируется государством.
При этом:
проводится интеграция в систему UZKAD Залогового реестра, Автоматизированной информационной системы «Нотариус», Единого реестра адресов объектов недвижимого имущества, Единого государственного реестра субъектов предпринимательства, Единого реестра налогоплательщиков Республики Узбекистан, информационной системы «Давлат мулки», Реестра негосударственных некоммерческих организаций и их подразделений, реестров лицензий, документов разрешительного характера и уведомлений, всех других государственных информационных систем по ведению данных об объектах недвижимого имущества, а также внедряется онлайн-обмен данными в режиме реального времени;
в случае выявления в процессе онлайн-обмена данными регистрации права на объект недвижимого имущества в бумажной форме или в иной информационной системе, а также отсутствия по этой причине данных о регистрации этого права в системе UZKAD регистрация права на объект недвижимого имущества в системе UZKAD и представление соответствующих данных осуществляются в течение трех дней без взимания платы и истребования заявления;
оформление и государственная регистрация сделок, связанных с недвижимым имуществом, осуществляются на основе данных системы UZKAD, не допускается истребование иных сведений о недвижимом имуществе, не размещенных в указанной системе, при этом достоверность представленных сведений гарантируется государством, за исключением случаев, предусмотренных законом;
при расчете налогов, оформлении нотариальных действий, оказании государственных, банковских, коммунальных, страховых и иных массовых услуг физическим и юридическим лицам все данные о недвижимом имуществе получаются соответствующими государственными органами и обслуживающими лицами из системы UZKAD;
записи, внесенные в Государственный реестр прав на объекты недвижимого имущества, и информация об «истории имущества» по объектам недвижимого имущества открыты для физических и юридических лиц, доступ к ним осуществляется посредством Единого портала интерактивных государственных услуг на платной основе, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, а также предусмотренных Законом Республики Узбекистан «О персональных данных».
Агентству по кадастру при Государственном налоговом комитете разместить в полном объеме в системе UZKAD сведения о правах на объекты недвижимого имущества, прошедшие государственную регистрацию в бумажной форме или в других информационных системах, с поэтапной идентификацией каждого объекта недвижимого имущества.
3. Переименовать:
Централизованный фонд по возмещению убытков физическим и юридическим лицам в связи с изъятием у них земельных участков для общественных нужд при Кабинете Министров Республики Узбекистан в Республиканский целевой фонд по компенсации имущественного вреда, причиненного физическим и юридическим лицам, при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее – республиканский компенсационный фонд);
региональные централизованные фонды по возмещению убытков физическим и юридическим лицам в связи с изъятием у них земельных участков для общественных нужд при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента в региональные целевые фонды по компенсации имущественного вреда, причиненного физическим и юридическим лицам, при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента (далее — региональные компенсационные фонды).
4. Определить, что с 1 января 2023 года за счет республиканского и региональных компенсационных фондов с сохранением действующего порядка формирования и использования их средств компенсируются:
ущерб, причиненный физическим и юридическим лицам, которые действовали, опираясь на незаконно внесенные либо не соответствующие действительности данные Государственного реестра прав на объекты недвижимого имущества;
убытки, причиненные собственнику в результате признанных незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, их должностных лиц и служащих, установленные вступившим в законную силу решением суда;
ущерб и моральный вред, причиненные в результате признанных незаконными действиями (бездействием) органов доследственной проверки, дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;
убытки, причиненные собственнику вследствие неистребования у добросовестного приобретателя жилого помещения в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 1 настоящего Указа.
5. Установить, что:
выплаты, произведенные за счет средств республиканского и региональных компенсационных фондов на основании пункта 4 настоящего Указа, впоследствии взыскиваются в порядке регресса с виновных лиц в полном размере, за исключением случаев, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящего пункта;
в случаях, когда законодательством определены иные источники компенсации убытков, предусмотренных пунктом 4 настоящего Указа, компенсационные выплаты производятся за счет средств республиканского и региональных компенсационных фондов с последующим возмещением за счет указанных источников;
в случаях, когда в решении суда компенсация ущерба не возложена на должностных лиц, виновных в причинении ущерба, и (или) указано его компенсирование государством без условия взыскания в порядке регресса, выплаты, произведенные за счет средств республиканского и региональных компенсационных фондов, возмещаются из Государственного бюджета.
6. Согласиться с предложением Министерства юстиции, Генеральной прокуратуры, Верховного суда, Уполномоченного по защите прав предпринимателей и Торгово-промышленной палаты о дальнейшем расширении масштаба применения следующих правовых институтов в законодательстве и юридической практике в целях надежной защиты неприкосновенности права собственности и ограничения необоснованного вмешательства в имущественные отношения:
а) методов защиты гражданских прав, при этом:
обеспечивается защита прав собственности добросовестного приобретателя, применяются финансовые механизмы восстановления нарушенных прав собственника;
при реализации в установленном порядке имущества, заложенного в качестве обеспечения кредита, посредством аукциона покупателю с согласия кредитора предоставляется право на оплату стоимости имущества в рассрочку до трех лет;
б) перечня фактов нарушения права частной собственности, являющихся основанием для привлечения к административной и уголовной ответственности, при этом следующие действия должностных лиц и служащих, за исключением случаев, прямо указанных в законе, признаются вмешательством в свободное осуществление права частной собственности и нарушением ее неприкосновенности, а также являются основанием для применения в отношении них мер вплоть до привлечения к уголовной ответственности:
ограничение свободного владения, пользования и распоряжения имуществом, наложение запрета, необоснованный отказ в государственной регистрации прав собственности или оказание иного воздействия в любой форме на собственника или его имущественные права;
вмешательство в хозяйственную деятельность собственника или реализацию урожая и продукции, а также распоряжение доходами, полученными в результате использования имущества;
вход в объекты частной собственности и на территорию их расположения, в том числе объекты недвижимого имущества, не являющиеся жилым помещением, без разрешения собственника, отдача указаний об этом третьим лицам;
вмешательство в передачу, предоставление в пользование другому лицу либо иное распоряжение имуществом и правом на него, принятие об этом правового акта;
возложение на собственника против его воли социальных, экономических или иных государственных и общественных задач, связанных с его имуществом, либо установление неприемлемых условий;
пользование имуществом без согласия собственника и без выплаты соответствующего вознаграждения;
запрашивание сведений о владении и пользовании имуществом или использование таких сведений без разрешения собственника;
применение к собственнику любых мер физического, психического или иного принуждения, направленных на лишение его имущества и имущественных прав без решения суда, отказ от них, притеснение или предъявление необоснованных требований по распоряжению имуществом;
в) обстоятельств, исключающих преступность деяния, в том числе необходимую оборону, при этом:
собственник или его представитель вправе защищать свое имущество от любых посягательств соразмерно степени нарушения права и в рамках действий, необходимых для предупреждения нарушения права, в том числе в случае необходимой обороны;
в случае самовольного изъятия движимого имущества собственник может вернуть его путем преследования, недвижимого имущества – восстановить владение путем выселения лиц, самовольно вселившихся или занявших его;
самовольное завладение имуществом либо проникновение или нарушение неприкосновенности имущества иным образом являются основанием для привлечения к ответственности в порядке, установленном законодательством;
г) института «хабеас корпус» в отношении имущественных прав подозреваемого, обвиняемого, при этом предусматривается внесение на рассмотрение суда решений дознавателя и следователя, связанных с арестом имущества;
д) системы регулирования права на обращение в суд государственных органов, физических и юридических лиц посредством государственной пошлины, при этом:
предусматривается сокращение оснований для освобождения государственных органов и организаций от оплаты государственной пошлины в судах, оплата государственной пошлины на общих основаниях по искам, заявлениям и жалобам, направленным на ограничение, лишение или воздействие в любой форме на имущественные права физических и юридических лиц, включение в смету расходов бюджетных организаций средств для оплаты государственной пошлины, а также осуществление контроля за рациональным и обоснованным использованием этих средств;
предусматривается освобождение истцов от оплаты государственной пошлины (за исключением государственных органов и организаций) по искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения в гражданских судах, при этом в случае полного либо частичного отказа в удовлетворении исковых требований государственная пошлина взыскивается с истца пропорционально размеру отказанных в удовлетворении требований;
внедряется порядок применения регрессивных (ставка государственной пошлины уменьшается соразмерно увеличению суммы иска) ставок государственной пошлины по искам о праве собственности на имущество в экономических судах.
7. Министерству юстиции совместно с Генеральной прокуратурой, Верховным судом, Министерством внутренних дел, Уполномоченным по защите прав предпринимателей и Торгово-промышленной палатой в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров проекты следующих законов:
«О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» в новой редакции, в этом проекте в связи с принятием указанного закона предусмотреть внесение изменений и дополнений в Гражданский, Налоговый, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, а также Кодекс об административной ответственности и иные законодательные акты;
о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, предусматривающих установление ответственности за необоснованное списание денежных средств с банковских счетов субъектов предпринимательства, невозвращение по первому требованию субъекта предпринимательства излишне взысканных и излишне уплаченных денежных средств.
8. Агентству по управлению государственными активами, Министерству юстиции и Министерству финансов в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров пакет нормативно-правовых актов по разделению объектов государственной собственности на объекты республиканской и муниципальной собственности, при этом предусмотреть:
типовой перечень объектов республиканской собственности, муниципальной собственности Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, муниципальной собственности районов (городов);
конкретное разграничение задач Кабинета Министров, Агентства по управлению государственными активами, иных государственных органов и пользователей государственного имущества по управлению объектами республиканской собственности;
определение уполномоченных структур по управлению объектами республиканской собственности, муниципальной собственности Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, муниципальной собственности районов (городов) и их задач;
поэтапный переход до 2025 года к системе содержания объектов республиканской собственности за счет средств республиканского бюджета, объектов муниципальной собственности Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, районов (городов) – средств республиканского бюджета Республики Каракалпакстан и соответствующих местных бюджетов.
9. Министерствам и ведомствам, органам государственной власти на местах и иным государственным организациям в срок до конца 2022 года обеспечить полную государственную регистрацию прав на государственные объекты недвижимого имущества, находящиеся в их управлении и управлении организаций их системы, в кадастровых органах в порядке, установленном законодательством.
Установить, что с 1 января 2023 года государственные объекты недвижимого имущества, соответствующие права на которые не прошли государственную регистрацию в органах кадастра, безвозмездно передаются соответствующим региональным управлениям Агентства по управлению государственными активами на основе права оперативного управления в соответствии с актом, оформляемым указанным Агентством.
10. Утвердить Программу мер по надежной защите неприкосновенности права собственности, недопущению необоснованного вмешательства в имущественные отношения, повышению уровня капитализации частной собственности согласно приложению.
11. Возложить на Министерство юстиции задачу системного анализа и разработки предложений по повышению позиции Республики Узбекистан в Международном индексе защиты прав собственности (IPRI).
12. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
13. Возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д. А. и министра юстиции Давлетова Р.К. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
Ежеквартальное обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан в срок до 1 января 2023 года, в последующем – каждые полгода.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ