Строим мир через знание: Расширяющееся сотрудничество Узбекистана с ЮНЕСКО

Строим мир через знание: Расширяющееся сотрудничество Узбекистана с ЮНЕСКО
Сегодня Узбекистан продолжает неуклонно укреплять свое сотрудничество с международным сообществом в сфере образования, науки, культуры и инноваций. Особое место в этом процессе занимает партнерство страны с ЮНЕСКО. Узбекистан стал членом ЮНЕСКО в 1993 году – этот исторический шаг открыл путь для интеграции национальной системы образования, научного потенциала и богатого культурного наследия в мировое интеллектуальное пространство.
Открытие офиса ЮНЕСКО в Ташкенте в 1996 году ознаменовало новый рубеж в двусторонних отношениях. Более того, для обеспечения устойчивого сотрудничества была создана Национальная комиссия Республики Узбекистан по делам ЮНЕСКО, которая с тех пор стала активной платформой для диалога и партнерства.
На протяжении всего периода сотрудничества Узбекистан последовательно внедрял международные нормы и принципы в области образования, науки и спорта. Одним из важных шагов в этом направлении стала ратификация в 1997 году Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года, направленной на обеспечение равенства и справедливости в системе образования. В том же году Узбекистан присоединился и к Конвенции о техническом и профессиональном образовании 1989 года, что способствовало расширению возможностей молодежи в приобретении современных профессий и практических навыков, тесно связывая образование с реальной жизнью.
Эти меры сыграли ключевую роль в укреплении позиций Узбекистана в мировом образовательном пространстве и демонстрируют твердую приверженность страны содействию развитию человеческого капитала. Присоединившись к этим конвенциям, Узбекистан подтвердил свою приверженность равенству и качеству в образовании, здоровью и благополучию молодежи, а также приведению профессионального образования в соответствие с международными стандартами.
**Глобальная конвенция о признании квалификаций в высшем образовании**
В настоящее время Узбекистан предпринимает практические шаги по присоединению к Глобальной конвенции ЮНЕСКО о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию. Этот документ направлен на гармонизацию международных систем образования, обеспечение взаимного признания дипломов и квалификаций, а также расширение академической и научной мобильности. Данная инициатива поможет сделать систему высшего образования Узбекистана более открытой и конкурентоспособной на глобальном уровне, усилит сотрудничество с зарубежными университетами и повысит международную востребованность выпускников из Узбекистана.
10 декабря 2021 года в Ташкенте состоялось совещание экспертов высокого уровня по укреплению сотрудничества с заинтересованными сторонами для принятия и реализации Глобальной конвенции о признании квалификаций. Национальные и международные эксперты, представители правительства и высших учебных заведений обсудили значение присоединения Узбекистана к конвенции как ключевого шага в интеграции национальной системы высшего образования в мировое академическое пространство.
**Кафедры ЮНЕСКО в Узбекистане**
Одним из наиболее эффективных направлений сотрудничества между Узбекистаном и ЮНЕСКО является создание и деятельность кафедр ЮНЕСКО. В настоящее время в высших учебных заведениях страны действуют девять кафедр ЮНЕСКО. Каждая из них вносит вклад в укрепление международного сотрудничества в области образования, науки, культуры, коммуникации и информации, а также в развитие исследовательского потенциала и продвижение принципов устойчивого развития.
Кафедры ЮНЕСКО создаются в рамках программы УНИТВИН (Программа по созданию университетских кафедр и сетей сотрудничества), запущенной в 1992 году для поощрения обмена опытом и знаниями между университетами и расширения глобального академического сотрудничества. На сегодняшний день эта сеть объединяет более 700 кафедр и исследовательских центров в 114 странах мира.
В большинстве случаев деятельность кафедр ЮНЕСКО финансируется непосредственно самими университетами, что отражает их стремление повысить академический престиж и работать в тесном сотрудничестве с международным научным сообществом.
Ярким примером такого сотрудничества является Кафедра ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития в Ургенчском государственном университете. Кафедра организовала более 20 мероприятий с участием преподавателей, исследователей, студентов, ННО и международных экспертов. Также были проведены конференции, запущены программы студенческого обмена и опубликованы совместные научные работы. Подобные инициативы не только укрепляют потенциал национальной системы образования, но и способствуют интеграции Узбекистана в глобальное научное и интеллектуальное сообщество.
**Развитие сельских территорий и человеческий потенциал: при поддержке ЮНЕСКО и Европейского союза**
Узбекистан последовательно развивает международное сотрудничество в сфере развития сельских территорий, занятости молодежи и повышения уровня современных профессиональных навыков. Ярким примером тому служит проект «Развитие навыков для трудоустройства в сельских районах Узбекистана», финансируемый Европейским союзом и реализуемый офисом ЮНЕСКО в Ташкенте.
Шестилетний проект (2020–2026 гг.) с общим бюджетом в 9,6 млн евро является наглядным отражением прочного партнерства между Европейским союзом и ЮНЕСКО в поддержке реформ образования в Узбекистане. Главная цель инициативы — обеспечить устойчивый экономический рост путем подготовки специалистов, обладающих актуальными знаниями и навыками, отвечающими потребностям сельского рынка труда.
В рамках проекта система аграрного образования Узбекистана претерпевает масштабную модернизацию. Подготовка специалистов ведется по таким перспективным направлениям, как интенсивное садоводство, управление тепличными хозяйствами, переработка и хранение сельхозпродукции, водное хозяйство и мелиорация, эксплуатация водосберегающих систем орошения — все они ориентированы на практические навыки, востребованные на современном рынке труда.
Важной составляющей проекта является разработка Национальной стратегии профессионального образования, новых профессиональных стандартов и образовательных программ в сфере сельского и водного хозяйства. Кроме того, пилотные образовательные учреждения оснащаются современными лабораториями, учебными facilities и технологиями обучения.
Для реализации проекта были отобраны четыре пилотных колледжа — в Корвулбозаре, Кушкупире, Гиждуване и Кызырике. Они получили современные тракторы, техническое оборудование, компьютеры и холодильные установки для хранения сельхозпродукции. Более того, четыре Центра повышения квалификации ремонтируются и оснащаются современным оборудованием.
В ходе реализации был проанализирован сельский рынок труда для оценки потребности в специалистах среднего звена. По итогам были введены шесть пилотных специализаций — включая техника по автоматизированным системам управления водным хозяйством, животноводство, управление тепличными хозяйствами, мелиорация орошаемых земель, растениеводство и управление фермой — и в 2023/2024 учебном году начался прием студентов.
В мае 2024 года в рамках проекта состоялась международная конференция «Национальные системы обеспечения качества», посвященная приведению системы профессионального образования Узбекистана в соответствие с международными стандартами качества и укреплению человеческого капитала.
Кроме того, в рамках программы ЮНЕСКО «Delta Framework» разрабатываются национальные ИКТ-компетенции и планируются специальные учебные курсы для преподавателей пилотных учреждений.
Данная инициатива служит не только модернизации системы профессионального образования, но и способствует устойчивому развитию сельских территорий, повышению занятости молодежи и улучшению качества жизни в местных сообществах.
**Наука и инновации для мирного и устойчивого будущего**
В последние годы в Узбекистане наблюдается растущий энтузиазм в отношении новых научных идей, исследований и инноваций. Ярким примером этого является Международная неделя инновационных идей «InnoWeek.Uz», ежегодно проводимая с 2018 года. Это событие ежегодно предоставляет уникальную платформу для сближения науки и практики, вовлечения молодых исследователей в инновационную деятельность и расширения глобального научного сотрудничества.
«InnoWeek.Uz» стала настоящим праздником творчества, открытий и технологического прогресса — пространством, где встречаются научный потенциал, воображение и страсть к прогрессу. Создание будущего через исследования и инновации и открытие новых путей к развитию через знание лежит в основе этой инициативы.
Проведение «InnoWeek.Uz–2024» ознаменовало новый рубеж: в его рамках прошел Форум «Наука и инновации для мирного и устойчивого будущего», организованный под эгидой ЮНЕСКО. Форум объединил молодых ученых, исследователей и экспертов со всего мира для обмена мнениями о роли науки и инноваций в содействии миру и устойчивому развитию. Участники поделились своими научными достижениями и обсудили новые возможности для глобального сотрудничества в сфере науки и технологий.
Своей работой молодые ученые вдохновляли других, находя решения современных вызовов, разрабатывая технологии, служащие благополучию человека, и способствуя гармонии между природой и обществом. В ходе дискуссий на форуме были освещены роль инноваций в экономическом и социальном прогрессе, вклад науки в построение мира и перспективы будущего научного сотрудничества.
Все эти инициативы, реализуемые в сотрудничестве с ЮНЕСКО, углубляют ongoing реформы Узбекистана в области образования, науки и культуры, одновременно укрепляя связи страны с мировым сообществом.
Сегодня в Узбекистане знание и творчество, традиция и инновация, национальные ценности и современные подходы объединяются с одной общей целью — прогресс и устойчивое будущее.
Как гласит благородный девиз ЮНЕСКО, «Строим мир в умах людей через образование, науку и культуру» — этот принцип воплощает как моральную, так и практическую суть политики Узбекистана сегодня. Страна продолжает уверенно двигаться вперед, взращивая мир, развитие и процветание через просвещение и науку.
*Конгратбай Шарипов,
Министр высшего образования, науки и инноваций
Республики Узбекистан*