Китайская концепция прав человека (размышления читая книгу «Си Цзиньпин об уважении и обеспечении прав человека»)
Китайская концепция прав человека
(размышления читая книгу «Си Цзиньпин об уважении и обеспечении прав человека»)
Книга «Си Цзиньпин об уважении и обеспечении прав человека» (Xi Jinping: On respecting and protecting human rights) издана Издательством партийной истории и литературы при ЦК КПК на китайском, английском, русском языках и т.д. В книге собраны отрывки из более чем 160 важных документов, включая доклады, беседы, выступления, речи, ответы на вопросы, приветствия Си Цзиньпина с 15 ноября 2012 г. по 30 октября 2021 г., т.е. за 10 лет.
Книга содержит 335 высказываний, которые разделены на 9 тематических разделов. Некоторые вошедшие в сборник высказывания Си Цзиньпина опубликованы впервые.
Публикацию сборников выступлений и цитат Председателя КНР можно назвать традицией. Одним из масштабных публикаций была изданная в 2014 году книга «Си Цзиньпин о государственном управлении», которая разошлось тиражом почти в 4 миллиона экземпляров, на многих языках мира. В 2017 году издательством “Узбекистан” книга «Си Цзиньпин о государственном управлении» была издана на узбекском языке.
Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев в своем предисловиии к данной книге отмечает, что “это уникальную книгу, пронизанную свойственным крупному государственному деятелю широким политическим мышлением, глубоким анализом сложных глобальных процессов, я прочитал с большим интересом и рад, что представляю ее нашим читателям”.
В книге лидера Китая, посвященном вопросам уважения и обеспечения прав человека, подготовлено как тематическая подборка высказываний Си Цзиньпина о правах человека:
1. «Коммунистическая партия Китая и правительство КНР неизменно уважают и защищают права человека»;
2. «Идти по пути развития прав человека, соответствующему китайским реалиям»;
3. «Придерживаться концепции прав человека, в которой народ занимает центральное место»;
4. «Твердо стоять на позиции «право на существование и права на развитие являются основными права человека», шаг за шагом добиваться всеобщей зажиточности народа»;
5. «Ставить на первое место безопасность жизни и физическое здоровье народных масс»;
6. «Координировать работу по более надежному обеспечению прав всего народа в экономической, социальной, культурной и экологической сферах, содействовать всестороннему развитию человеческой личности»;
7. «Обеспечить права и интересы национальных меньшинств, женщин, детей, пожилых людей, людей с инвалидностью и других определенных групп населения»;
8. «Усиливать юридические гарантии прав человека, на основании закона обеспечивать народу широкие права и свободы»;
9. «Внести более весомый вклад в обогащение многообразия человеческих цивилизаций и содействие развития дела прав человека в мире».
Подборка высказываний Си Цзиньпина соединила сформированный в конце XX века столетия китайский подход к трактовке прав человека со взглядами нынешнего председателя КНР. Были унаследованы вошедшие в официальный лексикон в начале 1990 х гг. концепции «права на существование» и «права на развитие».
Си Цзиньпин – масштабный лидер нового Китая
В последние четверть века на Западе наблюдается очевидный кризис политического лидерства. На протяжении вот уже трех десятилетий там не появилось фигур наподобие Франклина Делано Рузвельта, Уинстона Черчилля, Шарля де Голля, Конрада Аденауэра. Этого не скажешь о Китае, который не относится к ареалу Запада, но вместе с тем является крупнейшей державой мира. Его первое лицо – Си Цзиньпин – уже можно назвать личностью, изменившим ход развития не только своей страны, но во многом и всего человечества. Как в своей стране, так и за рубежом в целом Председателя Си воспринимают по-разному, порой диаментрально противоположным образом, но вместе с тем признают его геополитический масштаб и мировое значение.
Си Цзиньпин принадлежит к поколению руководителей Коммунистической партии Китая, которое обладает своими особенностями, отличающими его от предшествующих поколений. У Си Цзиньпина большой жизненный опыт, связанный прежде всего с семилетним пребыванием в деревне Янчуань провинции Шэньси. Он прошел путь от рядового сотрудника центрального государственного учреждения, через работу в провинциальных парткомах различных городов до руководителя г. Шанхая. Это позволило ему приобрести политический и организационный опыт, необходимый, чтобы стать во главе государства. В этом отношении ему помогает вкус к теоретическим вопросам. Нельзя не отметить его стремление находить ответы на внутренние и международные проблемы, поставленные как классиками китайской и зарубежной мысли, так и современными авторами.
Начало деятельности Си Цзиньпин в качестве руководителя партии и государства ознаменовалось решительной борьбой с коррупцией, которая к этому времени начала «разъедать» партийно-государственный аппарат. Именно при Си Цзиньпине эта борьба приобрела широкий размах, чего не было при прежних руководителях КПК. Серьезные наказания вплоть до пожизненного заключения получили высокопоставленные чиновники.
Большое внимание Си Цзиньпин уделяет традиционной китайской философии. Одним из его любимых философов стали выдающийся китайский мыслитель Конфуций и представитель позднего средневековья Ван Янмин (1472–1529), в чьих творческих наследиях есть положения, которые и в настоящее время не потеряли своего актуального значения.
Цитаты из древнекитайской классики в выступлениях Си Цзиньпина наглядно демонстрируют традицию уважения к человеку и заботы о нем в китайской культуре. Партийный лидер процитировал ранних конфуцианцев: слова Конфуция «в древнем правлении самой большой была любовь к людям», суждение Мэн-цзы «обретение людей для Поднебесной называется гуманностью» и мысль Сюнь-цзы о том, что человек - «самое драгоценное в Поднебесной», упомянув также учение Мо-цзы о «взаимной любви».
Китайский лидер также напомнил высказывания древних: «среди десяти тысяч вещей драгоценен человек», «вершащие большие дела в Поднебесной должны брать людей за основу», «управляющие Поднебесной берут людей за основу». Обращение к истокам культурной традиции позволило подчеркнуть древность и самобытность китайского понимания места человека в государственной политике и общественных отношениях, обосновать цивилизационную легитимность китайской трактовки прав человека.
Си Цзиньпин постоянно выдвигает собственные концепции и лозунги, ничуть этого не боясь. “Социализм с китайкой спецификой”, мечта о “великом возрождении китайской нации”, “Развитие дела прав человека в мире”, “Сообщество единой судьбы человечества” и другие концепции Си Цзиньпина относятся скорое даже к глобальной политической философии, чем к стратегическим или тем более тактическим установкам национального уровня. Для Си Цзиньпина, Китай представляет – в полном соответствии с китайской традицией – государством истиной. Будучи «главным китайцем планеты» (по выражению известного китаиста Ю.Тавровского) китайский лидер не скрывает своих взглядов. Он взял на себя миссию: подъем Китая, чтобы больше никто и никогда не смог его ни подчинить, ни унизить, не разрушить.
Си Цзиньпин – это человек с развитым и творческим интеллектом глобального масштаба, историческая личность. Он является креативным реформатором в своей стране. Он взял себе за образец – Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина
Си Цзиньпин – коммунист, но не догматик. Он – патриот и прагматик, приветствует всё то, что идей на пользу своей страны.
Си Цзиньпин – человек сильный, самостоятельный имеющий собственный взгляд на будущее Китая. Он инициативен: китайская мечта – «великое возрождение китайской нации»; «возрождение Великого шелкового пути»; «искоренение бедности в Китае»; «построение среднезажиточного общества».
Си Цзиньпин – китайский лидер мирового уровня. Он одновременно стал одним из ведущий деятелей мировой политики. Язык выступлений и речей Си Цзиньпина богат образами и историческими отсылками, что также отражается в девяти разделах книги.
За более 10 лет Си Цзиньпин выступил со многими большими и маленькими речами по различным поводам, включая доклады, интервью и приветствия, информировав свой собственный уникальный и своеобычный стиль речи. Они вызывают горячие обсуждения, разбираются на классические афоризмы, которые легко слушать, запомнить и использовать:
- Нужно, чтобы наши следы отпечатались в камне и на железе;
- Не страшно потерять голову, страшно потерять идею;
- Врач может отрубить наши головы, но не поколебать наши убеждения;
- Разработка хорошего документа – лишь первый шаг Великого похода, а главное заключается в воплощении решений в жизнь;
- Реформы и верховенство право – как два крыла у птицы, как два колеса у телеги.
Концепция прав человека с китайской спецификой
После 18-го съезда КПК, китайский народ под руководством ЦК КПК во главе с генеральным секретарем Си Цзиньпином открыл новый путь по пути реформ, открытости и современного государственно-правового строительства. Издание книги «Си Цзиньпин об уважении и обеспечении прав человека» на разных языках имеет важное значение для всестороннего и точного изложения идеи и концепции прав человека, изложенных в трудах и выступлениях китайского лидера, а также углубления восприятия международным сообществом особенностей пути правового развития, самостоятельной внутренней и внешней политики Китая, в частности, по вопросам соблюдения и защиты прав человека.
Эволюция китайского подхода к правам человека отражает развитие идеологии и политики КПК. Исследователи уделяют большое внимание специфике китайской концепции прав человека, ее теоретическим компонентам и влиянию на отношения Китая с внешним миром. В книге поставлена задача выявить и проанализировать особенности и новые аспекты китайского понимания прав человека, сформировавшиеся после прихода к власти руководства во главе с Си Цзиньпином.
До начала политики реформ и открытости понятие «права человека» отсутствовало в официальном лексиконе КПК. В 1980‑е гг. главные опасения властей были связаны с использованием Западом концепции прав человека в качестве инструмента вмешательства и подрыва суверенитета Китая.
Лишь в начале 1990‑х гг. китайское руководство публично заявило о приверженности соблюдению прав человека при сохранении курса на защиту независимости и суверенитета КНР. В 1997 г. в отчетном докладе ЦК КПК на XV съезде КПК впервые было сказано об «уважении и защите прав человека». В 2004 г. внесена поправка в Конституцию КНР, согласно которой «государство уважает и защищает права человека». По итогам XVII съезда КПК эта формулировка вошла в Устав КПК.
После прихода к власти в 2012 г. партийного руководства во главе с Си Цзиньпином стал заметным акцент на практических и правовых аспектах соблюдения государством прав человека. В 2014 г. на 4‑м пленуме ЦК КПК 18‑го созыва указано на «усиление судебной защиты прав человека» и «укрепление сознания всего общества в отношении уважения и защиты прав человека». В 2017 г. в докладе ЦК на XIX съезде КПК появился тезис об «усилении гарантий правления по закону для прав человека». В 2020 г. на 5‑м пленуме ЦК КПК 19‑го созыва в контексте лозунга «всестороннего развития человека» было указано на «содействие всестороннему развитию дела прав человека».
В мире нет одинакового для всех пути развития прав человека. Утверждение прав человека – важный элемент социально-экономического развития всех стран; этот процесс необходимо развивать в соответствии с условиями каждой страны и потребностями людей, не допуская шаблонного подхода. Руководствуясь идеями Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху, Китай придает большое значение поощрению и защите прав человека. Он неизменно выступает застрельщиком, практиком и пропагандистом защиты прав человека и всегда следует по пути развития прав человека с китайской спецификой.
Весь мир впечатляет стремительный взлет Китая. Социалистический Китай движется вперед, и этот процесс длится уже несколько десятилетий. Чтобы столь быстро вот уже более 40 лет росла страна с населением 1,4 млрд. человек – такого «китайского чуда» история ещё не знала. Один из главных источников столь стремительного роста экономики КНР, в том числе в самых наукоемких отраслях, - исключительное трудолюбие китайских граждан.
Путь развития прав человека в Китае коренится в традициях пятитысячелетней культуры, а в наше время стал итогом свыше 70 лет развития нового Китая, особенно проведения политики реформ и открытости. Китай признает как универсальность, так и особенности прав человека, выступает за развитие демократии в условиях улучшения жизни людей, за мир и развитие в их гармонии, за поощрение и защиту прав человека в процессе развития, записав в истории главу о прогрессе в области прав человека и расширив реальные программы международной защиты прав человека.
Как отмечает лидер КНР, путь развития прав человека в Китае всегда имел своей отправной точкой и конечной целью благосостояние и интересы людей: «Китайский народ пережил много страданий и глубоко осознал огромное значение человеческих ценностей, основных прав человека и человеческого достоинства для социального развития и прогресса».
Китай выступает за то, чтобы люди были хозяевами своей судьбы, за развитие консультативной демократии, за совершенствование демократической системы, обогащение форм демократии и расширение демократических каналов; он признает ведущую роль народа, способствует росту благосостояния людей и содействует всестороннему развитию человеческой личности и повышению уровня жизни всех людей.
Слова доктора юриспруденции Си Цзиньпина «счастливая жизнь народа – величайшее право человека» отражают понимание первостепенной важности прав на существование и развитие, которые придают новое содержание правам человека в Китае. «Китайская нация совершила великий скачок – встала на ноги, стала жить лучшей жизнью и превращается более сильную и могучую нацию. Достижения Китая в области развития можно свести к одному пункту, который заключается в том, что жизнь сотен миллионов китайцев становится лучше день ото дня».
Социальные и экономические права сохранили приоритетное положение по отношению к политическим и гражданским правам. Отражением современных тенденций стали тезисы о «центральном положении народа», управлении государством на основе права, о связи прав человека с курсом властей на «правление по закону», о защите жизни и здоровья населения в контексте успехов в борьбе с эпидемией коронавируса, включение в социально-экономическую проблематику прав человека курса на «общее процветание», занявшего в 2021 г. заметное место в политике КПК.
В стране создана крупнейшая в мире система образования, самая масштабная система социального обеспечения и самая широкая демократическая система выборов на низовом уровне. Средняя ожидаемая продолжительность жизни населения возросла до 78,2 года. В Китае были созданы крупнейшие в мире системы образования, социального обеспечения, медобслуживания и здравоохранения. В частности, в повышении уровня распространения образования был совершен исторический скачок, 1,04 млрд человек были охвачены базовым страхованием по старости, а коэффициент участия в базовом медицинском страховании стабилизировался на уровне 95%. Была своевременно скорректирована политика деторождения. Были реконструированы более 42 млн квартир в барачных кварталах, перестроено аварийное жилье для более чем 24 млн сельских семей, благодаря чему заметно улучшились жилищные условия городского и сельского населения. Численность пользователей Интернета достигла 1,03 млрд человек. Чувство обретения, чувство счастья и чувство защищенности у народных масс стали еще более ощутимыми, гарантированными и устойчивыми, новые результаты были достигнуты в осуществлении всеобщей зажиточности населения.
«Важно продолжать обеспечивать и улучшать жизнь народа в процессе развития. Коренной целью развития является повышение народного благосостояния… стремиться к новым высотам: чтобы детям было где получать воспитание, народу – где получать образование, зарабатывать на жизнь, лечиться и жить, чтобы в старости народ жил обеспеченной жизнью, а уязвимые группы населения получали необходимую помощь» – подчеркивает председатель КНР.
Китай неуклонно реализует концепцию инновационного, гармоничного и экологичного развития на началах открытости и совместного использования, продолжая укреплять свою экономическую мощь. Китай реализует Повестку дня устойчивого развития на период до 2030 года, обеспечивая жизненный уровень и уменьшив число неимущих на свыше чем 700 млн. человек и дав работу 770 млн. человек. Только за последние пять лет число неимущих сократилось более чем на 70 млн. человек.
Будучи крупнейшей в мире страной по численности населения, Китай за последние 100 лет прошел почти невероятный исторический путь - от страны, одолеваемой нищетой и бедностью, к государству, в котором население обеспечено питанием и одеждой, а затем до своего нынешнего состояния с полным построением среднезажиточного общества. Си Цзиньпин оценил это достижение как вклад в развитие человечества: «своими великими достижениями в области ликвидации бедности Китай внес значительный вклад в глобальное сокращение бедности, получив широкое одобрение со стороны международного сообщества».
Китайский лидер также отмечает, что «наряду с ликвидацией нищеты и обеспечением благосостояния народа необходимо оберегать социальное равенство и справедливость, гарантировать каждому человеку шанс на развитие и право пользоваться плодами развития. Необходимо стремиться к гармоничному развитию экономики, общества и экологии, а также гармоничному сосуществованию человека и общества, человека и природы».
Китай и международное сотрудничество в сфере прав человека
Трактовка соотношения китайской и мировой практики в области прав человека опирается на признание активного участия Китая во «всемирном деле прав человека» с указанием на необходимость «обогатить разнообразием человеческую цивилизацию» путем учета китайского опыта во внешний мир.
Председатель Си Цзиньпин неоднократно подчеркивал уважение и защиту прав человека и приверженность пути развития прав человека Китая, в частности: «Полная реализация прав человека для всех – это великая мечта человеческого общества. Новый Китай, неуклонно сочетая универсальность прав человека с конкретными реалиями страны, вышел на путь развития прав человека, соответствующий своим национальным условиям».
Китай выступает за утверждение международных отношений нового типа, отношений взаимного уважения, справедливости и взаимовыгодного сотрудничества, за утверждение общности людей, объединенных общей судьбой, и предлагает свою программу содействия поступательному развитию международного права в области прав человека.
Права человека являются символом прогресса современной человеческой цивилизации. Китай добился исторических успехов в продвижении прав человека и активно участвует в глобальном управлении правами человека. Китай твердо отстаивает Устав ООН в качестве ядра основных принципов международного права и добросовестно выполняет свои обязательства по принятым им международным договорам о правах человека.
Китай расширил участие в международной деятельности по правам человека в рамках ООН, включая членство в Совете по правам человека. С 2009 года Китай регулярно принимает «Национальные планы действий по правам человека» во исполнение Венской декларации и Программы действий, принятой в 1993 г. на Всемирной конференции по правам человека. К примеру, четвертый План действий в области прав человека на период 2021–2025 годов предусматривает комплекс мер по достижению целей, изложенных в международных обязательствах Китая, а также с учетом масштабных изменений, усугубляемых пандемией Covid-19.
Китайская сторона признала международные стандарты прав человека и присоединилась к международным договорам об их защите. Китай является участником 26 международных конвенций о правах человека и протоколов к ним, в частности, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,Конвенции против пыток, Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и др.
Китай неизменно подчеркивает свою национальную специфику и настаивает на том, что трактовка прав человека зависит от исторического наследия, общественной системы, культурной традиции и уровня экономического развития страны.
Председатель КНР подчеркивает, что слепое копирование моделей других стран может обернуться страданиями народа и катастрофическими последствиями. Не существует «идеального государства» с точки зрения прав человека, и нет необходимости в «учителе», который бы давал указания другим странам.
Си Цзиньпин пишет: «Невозможно по одному рецепту вылечить все болезни, и невозможно по одной модели решить проблемы всех стран. Слепое копирование готового опыта других стран или навязывание другим своего мнения приведет только, что тот или иной опыт не сможет прижиться в другой стране».
Китай выступает против политизации прав человека и «двойных стандартов», отстаивая международную справедливость. Китай за развитие международных обменов и сотрудничества в области прав человека на основе равенства и взаимного уважения, придает важное значение правам человека, таким как экономические, социальные и культурные права и право на развитие, которым уделяют особое внимание развивающиеся страны, и способствует всестороннему развитию всех прав человека.
По словам китайского лидера, у каждого государства есть национальные особенности, различия в истории и культуре, общественном строе, уровне социально-экономического развития. В мире нет абсолютно одинаковых моделей политического развития. Нельзя абстрактно оценивать политический строй в отрыве от определенных социально-политических условий и культурно-исторических традиций, нельзя ориентироваться на непререкаемый авторитет, нельзя механически копировать модели политического строя других стран.
Для поиска подходящего пути развития прав человека можно и нужно исходить только из реальной ситуации в каждой стране и потребностей народа: «Необходимо уважать пути развития прав человека во всех государствах… Каждая цивилизация возникла и развивалась на своей земле, соединяла в себе необычайную мудрость и духовным стремления страны и нации, создавая свои собственные экзистенциальные ценности».
Несомненный интерес для внешнего мира представляют обрисованные Си Цзиньпином планы международной деятельности по правам человека. Китай «продвигает общие ценности человечества, практикует подлинную многосторонность, активно участвует в реформировании и построении системы глобального управления, включающей в себя права человека, продвигает строительство общей судьбы человечества». Призывая активно продвигать глобальное управление в сфере прав человека, китайский лидер отмечает, что «полное обеспечение прав человека – общая цель человеческого сообщества. В деле защиты прав человека нет предела совершенству, так как всегда можно сделать еще лучше. Международное сообщество должно активно продвигать в мире дело прав человека, уделяя особое внимание реализации права на существование и права на развитие».
Китай становится центром глобального притяжения в сфере прав человека, отстаивая общие ценности человечества, продвигая развитие глобального управления правами человека в более справедливом, разумном и инклюзивном направлении. Речь идет как об активном участии в деятельности ООН по правам человека и о развитии международного обмена, прежде всего с развивающимися странами, в частности, проведении регулярных форумов по правам человека: Пекинский форум и Форум «Юг – Юг».
Современная китайская концепция прав человека, изложенная в трудах Си Цзиньпина, уважать положение народа как «субъекта», исходить из реальности Китая, считать основными правами человека права на существование и на развитие, обеспечивать законодательную защиту прав человека, добиваться активного участия Китая в глобальном управлении правами человека, учитывает китайскую реальность и достижения человеческой цивилизации. В книге также неоднократно подчеркивается, что предлагаемые Китаем общие ценности человечества – это и призыв ко всем странам мира, и требования к собственному развитию. Содержание и сущность данной концепции заслуживает внимательного и вдумчивого отношения со стороны научных исследователей.
Академик А.Х. Саидов