Выступление и.о. министра иностранных дел Республики Узбекистан Владимира Норова на заседании Совета министров иностранных дел государств-членов ШОС
Выступление и.о. министра иностранных дел Республики Узбекистан Владимира Норова на заседании Совета министров иностранных дел государств-членов ШОС
(г.Ташкент, 29 июля 2022 года)
Уважаемые коллеги!
Прежде всего, хотел бы ознакомить вас с ходом подготовки нашего главного мероприятия - заседания Совета глав государств в Самарканде 15-16 сентября.
Мы настроены на проведение Саммита в очном формате, что позволит организовать доверительный обмен мнениями между нашими лидерами по актуальным вопросам региональной и глобальной повестки, особенно с учётом текущих международных тенденций.
Придаем приоритетное значение тщательной подготовке содержательной части заседания СГГ.
Национальными координаторами согласован солидный пакет документов Саммита, призванный продемонстрировать динамичное развитие ШОС, растущий потенциал нашей Организации и её способность адекватно и эффективно отвечать на современные вызовы.
В проекте главного политического документа Саммита – Самаркандской декларации – отражены консолидированные позиции наших стран к наиболее важным региональным и глобальным вопросам. Обозначены совместные подходы к дальнейшему совершенствованию практического сотрудничества, обеспечению региональной стабильности, безопасности и устойчивого экономического развития, усилению транспортной взаимосвязанности, а также углублению культурного диалога.
Содержательную часть заседания СГГ призваны обогатить такие важные документы, как Комплексный план по реализации Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, Концепция транспортной взаимосвязанности, Программа промышленной кооперации, Положение о почетном звании «Посол доброй воли ШОС» и др.
Выражаю признательность партнерам за поддержку приоритетов председательства Узбекистана, как в плане разработки программных документов в сферах экономики и гуманитарного взаимодействия, так и создания институциональных площадок в виде министерских и экспертных встреч, тематических форумов и выставок.
Уважаемые коллеги,
Несмотря на постпандемические трудности и сложный международный контекст, ШОС продолжает оставаться востребованной и эффективной площадкой для прямого общения, поддержания межгосударственного диалога по многим ключевым вопросам, а также способствует решению стоящих перед нами общих задач.
В этой связи хотел бы обратить ваше внимание на следующие важные, на наш взгляд, аспекты, касающиеся дальнейшего развития деятельности ШОС.
Первое. Мы становимся свидетелями эпохи фундаментального перелома в международных отношениях и глобального переустройства. Этот процесс сопровождается усилением факторов нестабильности и экономической неопределенности.
Опасные тенденции возрастают в сфере информационной безопасности, которые все более широко проявляются в Интернете, создании киберугроз, распространении экстремистских, сепаратистских и террористических призывов, а также фейковых новостей в подрывных целях.
В этой связи как никогда актуальным становится проявление ещё большей сплочённости в противостоянии этим вызовам и силам «трёх зол». Государствам ШОС необходимо консолидировать совместные усилия по защите от информационных и других новых угроз, укрепляя дружбу и взаимную поддержку на основе принципов «шанхайского духа».
Назрел вопрос адаптации деятельности РАТС ШОС к меняющимся реалиям в сфере безопасности, в том числе в противостоянии киберпреступлениям.
Второе. Последние тенденции вновь подтверждают исключительную важность обеспечения стабильности и развития в Центральной Азии – географическом ядре ШОС.
Итоги Консультативной встречи глав государств Центральной Азии, состоявшейся накануне в г.Чолпон-Ата, свидетельствуют о решимости стран региона и далее укреплять доверительные и взаимовыгодные отношения в целях обеспечения мира, стабильности и устойчивого развития в Центральной Азии.
Несомненно, позитивные процессы в Центральной Азии способствуют превращению шосовского пространства в зону стабильности, развития, процветания и эффективного сотрудничества.
Третье. Стратегическим условием обеспечения безопасности и устойчивого развития на пространстве ШОС остается установление долгожданного мира и стабильности в Афганистане.
Международная конференция по Афганистану, состоявшаяся на днях в г.Ташкенте с участием высокопоставленных делегаций, в том числе из государств ШОС, стала первым в истории форумом, с площадки которой были озвучены конкретные предложения по выводу этой страны из глубокого кризиса.
Конференция продемонстрировала наличие общей заинтересованности в выработке согласованных подходов к вопросам постконфликтной стратегии в отношении Афганистана.
Мировое сообщество снизило градус критики в отношении новых властей страны, ставя во главу угла содействие экономическому возрождению Афганистана.
Для доставки гуманитарной помощи афганскому народу, Узбекистан создал Многофункциональный транспортно-логистический хаб в г.Термезе.
Продолжаем выступать за разморозку активов Афганистана, их направление на решение острых социально-экономических проблем населения страны.
Кроме того, считаем необходимым: (1) более активно содействовать восстановлению экономики Афганистана; (2) реализовать крупные инфраструктурные проекты, в том числе с участием государств ШОС; (3) всячески поддерживать стремление Афганистана интегрироваться в региональные экономические процессы.
Важно наладить диалог и взаимодействие с афганской стороной по вопросам борьбы с международным терроризмом, организованной преступностью и наркотрафиком.
Четвертое. Следует глубоко проанализировать и по-новому взглянуть на всё еще не задействованные резервы ШОС.
Наиболее эффективный путь реализации огромного потенциала нашей Организации – это активизация реального сотрудничества в таких востребованных направлениях как торговля, транспорт, промышленная и технологическая кооперация, цифровая трансформация и искусственный интеллект, «зеленая экономика» и климатическая адаптация.
На достижение этих задач направлена в частности инициатива Узбекистана по созданию в Самаркандской области индустриальной зоны «Узбекистан - ШОС».
Будем рады реализовать с нашими партнерами крупные совместные проекты на этой площадке.
Пятое. Новый этап развития ШОС ознаменуется началом второй волны её расширения.
Узбекистан рассматривает это как естественный процесс, свидетельствующий об эволюции нашей Организации.
Хотел бы отметить достигнутый прогресс на пути к полноправному членству Исламской Республики Иран.
Запущен процесс изучения заявки Республики Беларусь.
К подписанию готовы меморандумы о предоставлении Египту, Саудовской Аравии и Катару статуса партнера по диалогу ШОС.
На Самаркандский саммит также выходят решения по началу процедуры предоставления Бахрейну и Мальдивам статуса партнёра по диалогу.
Вместе с тем, нам предстоит выработка консолидированных подходов к вопросу о предоставлении Азербайджану, Армении, Камбодже и Непалу статуса наблюдателя при ШОС.
Шестое. В свете происходящих вокруг ШОС тенденций и предстоящего расширения, актуальными становятся вопросы совершенствования деятельности Организации, её адаптация к современным реалиям.
Готовы с партнёрами приступить к совместной работе по данному приоритетному направлению, в том числе с принятием соответствующего решения Совета глав государств-членов ШОС.
В заключение хотелось бы отметить, что совместными усилиями мы сможем выполнить все стоящие перед нами задачи.
Надеемся, что Самаркандский саммит станет важной вехой в реализации целей и задач ШОС, будет способствовать дальнейшему усилению ее влияния на международной арене.
Буду рад встрече с Вами в Самарканде.
Благодарю за внимание.